Культура

В 1918 основан Воронежский университет (ок. 15 тыс студентов). 

ВОРОНЕЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ВГУ), основан в 1918; крупнейший вуз Центрально-Черноземного региона России.


Университет включает 16 факультетов: биолого-почвенный, географии и геоэкологии, геологический, журналистики, исторический, компьютерных наук, математический, прикладной математики, механики и информатики, международных отношений, романо-германской филологии, фармацевтический, физический, филологический, философии и психологии, химический, экономический, юридический, а также 5 научно-исследовательских институтов: физики, химии и фармации, геологии, математики, общественных наук. Профессиональная подготовка осуществляется по 70 специальностям и направлениям (2005).


В структуре университета функционируют также: гимназия им. академика Н. Г. Басова, педагогическая гимназия, гуманитарная гимназия, Верхнемамонская школа-колледж (Воронежская область); 10 учебно-научных производственных центров, 14 научно-исследовательских лабораторий, Инновационный центр новых технологий, Центр коллективного пользования научным оборудованием, 8 музеев, заповедник «Галичья гора», ботанический сад. Фонды научной библиотеки университета насчитывает 2,7 млн экземпляров книг, журналов, газет, рукописей, кассет, CD-ROM на более чем 40 древних и современных языках народов мира. Библиотека располагает прижизненными публикациями и изданиями М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Д. И. Менделеева и др., здесь же хранится первое издание древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве».


История основания университета тесно связана с Юрьевским университетом. После того как Юрьев (ныне Тарту) был оккупирован войсками кайзеровской Германии в марте 1918, многочисленная группа русских преподавателей и студентов (39 профессоров, 88 преподавателей, около 800 студентов) одного из старейших российских университетов Юрьевского вынуждена была покинуть его. Воронеж стал тем городом, где могла бы быть возобновлена его работа, поскольку воронежская общественность уже давно ходатайствовала об открытии университета в Центральной России. Эта группа и составила костяк профессорско-преподавательского состава нового университета. Среди прибывших в Воронеж было немало известных ученых: медики Н. Н. Бурденко, И. В. Георгиевский, биологи И. И. Шмальгаузен, М. С. Цвет, геологи Н. Н. Боголюбов, В. Е. Тарасенко, правовед В. Э. Грабарь, историк В. Э. Регель, геофизик и механик Л. С. Лейбензон, метеоролог Б. И. Срезневский и др. Первым ректором университета был избран видный историк В. Э. Регель (сын известного российского ботаника Э. Л. Регеля). В ноябре 1918 в университете начались первые занятия на медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом факультетах. Осенью 1920 при университете был создан рабфак. В 1921-1923 в ВГУ влился Воронежский институт народного образования, имевший отделения математики, физики, химии, естествознания, русского языка и литературы, социально-экономических дисциплин для школ. В 1924-1929 в университете функционировала два факультета: педагогический и медицинский.


В 1930-е гг. на базе университетских факультетов были основаны самостоятельные вузы: медицинский, планово-экономический и педагогический, тогда же в состав ВГУ были включены ботанический сад, заповедник «Галичья гора», созданы геологический, почвенный и зоологический музеи. В 1940 был воссоздан историко-филологический факультет.


В годы Великой Отечественной войны (1942-1943) ВГУ был эвакуирован в Елабугу. После освобождения Воронежа в 1943 университет был реэвакуирован, но его здания были разрушены. Начался восстановительный период (1945-1958). Открылись новые кафедры, была сформирована Воронежская школа математиков. Для 1960-1970-х гг. характерно создание новых факультетов, кафедр, научных подразделений.


Среди выпускников университета: физики — нобелевский лауреат, академик П. А. Черенков, академик С. Н. Журков, ботаник Б. М. Козо-Полянский, физикохимик А. В. Думанский и др.
В 2005 в университете обучалось более 21 тыс. студентов.

 

Воронежская область. Церковь в селе Терновое

Одним их самых старых российских театров является Воронежский драматический театр им. А. В. Кольцова. Он был основан в 1802 как Воронежский публичный театр (с 1978 академический). В 19 в. на воронежской сцене выступали М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, В. Н. Давыдов, П. М. Садовский, В. Ф. Комиссаржевская, М. Н. Ермолова и др. В нем долгое время работали актеры А. А. Остужев и Л. С. Броневой. Пользуется известностью Воронежский народный хор (основан в 1942 К. И. Массалитиновым).

 

Уроженцами Воронежской земли являются поэт И. С. Никитин, художник И. Н. Крамской, писатель А. П. Платонов, литературовед А. Н. Афанасьев, писатель Г. Я. Бакланов, физик Н. Г. Басов, писатель И. А. Бунин, художник Н. Н. Ге, ботаник И. Н. Горожанкин, конструктор С. И. Мосин, спортсмен Н. А. Панин-Коломенкин, издатель А. С. Суворин. В Воронеже находился в ссылке поэт О. Э. Мандельштам.

 

Щепкин Михаил Семенович 

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863), российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя), а также образы «униженных и оскорбленных» (Муромский — «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин — «Нахлебник» И. С. Тургенева). 

 

 

Мандельштам Осип Эмильевич

 МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно. 

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком], русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист.
Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).


Символизм
Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация — 1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа — сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов — хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация — удивленной простоты; форма — короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны («Неумолимые слова...» — о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.


Акмеизм
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов (см. Акмеизм). Программа акмеизма для него — конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд.— 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами.


Война и революция
Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом — его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (1921-22). В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи 1916-21 гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело». Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его — «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры — тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.


Вызов власти
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 — стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи — о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его — в эссе «Разговор о Данте» (1933).


Ссылка и гибель
В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык». Центральное произведение воронежских лет — «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично — «за контрреволюционную деятельность» — и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению — от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.